Страница Раисы Крапп - Проза
RAISA.RU

О велосипедированности Германии

Сразу сознаюсь — сей великолепный термин мне не принадлежит. Авторство Юлюшки Гусейновой из Питера. Хорош, правда? Даже и не на слух, а на глаз, — если позволительно сказать так о слове :)

Да и этюд этот тоже родился из нашей с ней, на эту тему, переписки. Итак, о велосипедированности Германии.

Этот вид колесного транспорта по массовости стоит на втором месте после автомобиля. А, вполне возможно, что и достойно соперничает с авто. На велосипеде едут в супермаркет за продуктами — для этого впереди руля или сзади, на багажнике крепится металлическая корзина. На велике везут детей в детский сад. В этом случае необходимо специальное пластиковое сиденьице на месте багажника, со спинкой, подножками, ремнем безопасности. А нередко дитёнок сидит в специальной коляске, которая едет за велосипедом прицепом — такой транспорт издали видно по высокому сигнальному флажку. Специально оборудованный велосипед — принадлежность почтальона, трубочиста… другие профессии на ум не приходят, они не так приметны. Часто встретишь монахиню на велосипеде.

Попытайтесь вообразить эту массу велосипедистов: бабушки и дедушки, ученики и студенты, тети и дяди, худенькие и спортивные, и очень толстые — едут в магазин, в школу, на работу, на прогулку, по делам. Если это представилось вам некоей стихийной массой, то сейчас же все отмените. Ничего подобного. Все упорядочено, регламентировано и санкционировано.

Еще в начальной школе дети готовятся стать полноправными участниками дорожного движения. В качестве велосипедистов. Учат правила дорожного движения. Сдают теоретический экзамен — полицейскому. Потом практическое вождение на городской улице, тоже, понятное дело, полицейским. И получают право вождения велосипедом. У нашей Анютки это уже позади. А волнений-то было! Не меньше, чем у папы, когда он пересдавал здесь экзамен на подтверждение своих автомобильных водительских прав.

Условия для велосипедистов созданы отличные. Они могут, конечно, ехать и в общем потоке машин по любой дороге (кроме автобана, слава Богу), и бедные автомобилисты боятся их как огня. Но есть и специальные дорожки. У нас, в Мюнстере, они проложены по обеим сторонам улицы рядом с пешеходной дорожкой и отличаются цветом: для пешеходов положена серая плитка, а для велосипедистов — красная. Шириной — около двух метров. Ехать по ней — одно удовольствие.

Всюду найдешь специальную стоянку для велосипедов: около школ, у магазинов, у поликлиники, около любого общественного учреждения, в зонах отдыха. Там стоят в ряд специальные металлические или бетонные штуки с ячейками. В эти ячейки ставится переднее колесо велосипеда, и он уже никуда не сваливается. Иногда вместо этих «штук» лежит толстенное бревно с поперечными пропилами с обеих сторон, в эти пропилы и ставится колесо. У подъездов жилых домов тоже имеются небольшие велосипедные стоянки, там мы оставляем свои машины и днем, и ночью. Правда, запираем на замки, но эти велосипедные запоры не серьезные какие-то, как сказал мой старшой сын, это замки от тех, кто не собирается воровать.

С велосипедом можно спуститься в метро, проехать несколько станций, подняться на поверхность и опять оседлать свою двухколесную технику.

Даже дождевики специальные продают, именно для езды на велосипеде.

Сейчас, летом, очень многие автомобили едут с велосипедами на крыше. Один— два велосипеда стоят, закрепленные на специальных багажниках, но багажников сразу и не разглядишь, а конструкция эта двухэтажная выглядит довольно необычно.

Более всего меня умиляет, когда на велосипеде едет какая-нибудь величественная фрау преклонных годов. С элегантной прической, в длинной юбке — катит себе, накручивая педали. Прямо картинка из начала велосипедной эры. Только бы бабуленьке еще широкополую шляпку, да велосипед другой модификации, с большим передним колесом.

Немцы, надо сказать, велосипедом владеют виртуозно. А как иначе, если они, считай, всю жизнь с ним не расстаются — как оседлали в детстве, так и ездят до глубокой старости. Едут мама и ребенок, на оживленной площади перед магазинами лавируют между людьми. Сынуля, лет пяти, на своем велосипеде, понятно, и обязательно в каске. Мама одной рукой держит свой руль, второй рукой правит сыновним велосипедом, детским, к нему еще наклониться надо!

Остается закончить, перефразировав еще одну не мою фразу: «Велосипед в Германии не роскошь, а средство передвижения».


Что дальше?
Что вообще происходит?